Ночной кошмар.
Кейс описывает работу с ночным кошмаром у ребенка методом эмоционально-образной терапии (ЭОТ).
Обычно я работаю со взрослыми, но иногда делаю исключения. Как сейчас, когда ко мне обратилась знакомая: ее сына мучают ночные кошмары.
Наталья (имя изменено) обеспокоена не на шутку: кошмары у сына (7 лет) стали частыми и теперь снятся чуть ли не каждую ночь.
На сеансе я и мальчик, назовем его Максимом. Без мамы. Не стесняется, понимает, о чем мы тут будем разговаривать. Разговор начинает так:
- Не повезло мне. Вообще не повезло, - вздыхает. – С соседом, со школой, все плохо…
Он обрывками рассказывает обо всем плохом, что накопилось к 7 годам его жизни – детский сад, школа, в которую он совсем недавно пошел. Это рассказы о посторонних, о тех, кто не входит в семью. О тех, кто обидел, кто ему «сделал плохо». Когда Максим говорит о них, я чувствую, как он сдерживает гнев.
- Ты уже давно в сад не ходишь, а все плохое помнишь…
Его прорывает, и Максим, плача, говорит:
- Да. Эти мысли не могут выйти, они застряли у меня в мозгах! Им кошмар мешает выйти.
- Сон?
- Да.
Сон, который снится, оказывается, уже несколько лет. Потихоньку удается разузнать у Максима содержание сна. Есть некий монстр, который съедает людей. Максима он преследует во сне, но не ест.
Он с уверенностью берет предложенные мной лист бумаги и цветные карандаши, чтобы нарисовать то, что видит во сне. Максим рисует и комментирует:
- Он размером с 4-этажный дом, у всех, кто его видит – ужас. Он все слышит, даже шепот. Слова его будят, он кидается и съедает человека.
Максим показывает рисунок, на котором изображен почти во весь лист розово-красный мозг, у которого во рту щупальца, на теле много глаз (открыты только 2, остальные закрыты). В носу – кольцо, как у быка. У него много глаз, ног и рук – руки без пальцев, как щупальца.
Меня восхищает отвага мальчика – несмотря на свой страх, он нарисовал и подробно описал своего «врага».
- Боишься его? – Я решила уточнить.
- Да.
- Что он делает во сне?
- Он преследует меня почему-то. Я не знаю, зачем.
- Давай его спросим.
- Он не говорит.
Понимаю, что страх усиливается, поэтому применяю обходной маневр:
- Он может передать свой ответ телепатически.
- Нет, - Максим сопротивляется.
- Но это же мозг, мозг может.
- Ну ладно. Я его спрошу… Он должен истребить все живое на земле.
- Ого! А зачем?
- У него такое задание. Он должен. Но меня не ест.
- Спроси, зачем он гоняется за тобой?
- Чтобы сказать мне, что он меня не тронет! Вот зачем он за мной ходил!
Предполагаю, что образ монстра – отвергнутая ребенком его агрессивная, гневная часть, которая хочет соединиться с ним, поэтому и бежит за мальчиком. Хочу прояснить причину его гнева и ярости (ведь желание убить – следствие ярости).
- Зачем он истребляет людей?
- Задание у него. Он злой. Он с другой планеты. Он выполнит задание, и его заберут туда.
Кто-то, может, и предположил бы, что кошмар мальчика – следствие просмотра каких-то агрессивных мультиков или фильмов или некая их смесь, обработанная психикой ребенка таким образом. Но я следую своей гипотезе и продолжаю расспросы, несмотря на сюжет, похожий на фэнтези.
- Спроси, почему он злой?
- Он такой есть. На той планете все такие.
«Задание» «мозга» - потребность отреагировать накопленные ярость и гнев на своих обидчиков (о них Максим рассказывал мне в начале). «На той планете все такие» - способ оправдать существование этих потребностей и одновременно дистанцироваться от них. Бессознательно мальчик стремится соединиться с отвергаемой частью, поэтому «плохой мозг» и преследует его. Но если Максим примет его, «все отвернутся» теперь от него самого. Что бы предпринять?
- Спроси: он когда-нибудь чувствовал любовь? Или он не знает, что это такое?
- Знает. Но он злой.
- Тогда это его выбор. Он может выбрать быть добрым.
Максим опешил.
- Но… он боится, что его здесь все будут бояться, у него во рту вот что…
Мальчик показывает на щупальца монстра во рту на рисунке.
Страх отвержения из-за выражения гнева. Удивительно, насколько я знаю его семью, ни у кого нет запрета на выражения гнева. Видимо, чувства мальчика настолько сильны, что именно эта мощь напугала ребенка. Этот страх и осознание в себе угрожающе «разрушительной» силы стали причиной появления «монстра». Похоже, Максим отверг свою гневную часть из страха быть поглощенным ею. Такое случается.
- Скажи ему, что он может быть таким, каков он есть. Просто разреши.
- Сказал. Но он боится. Боится, его убьют (с его планеты).
- Есть какой-то способ защитить его?
Максим задумался, потом что-то бормотал себе под нос, разговаривал «по ролям», и выдал:
- Я уже все сделал. Его не смогут убить!
То, что сделал мальчик, пока опустим.
- Теперь можешь разрешить ему быть самим собой?
- Да. Он рад. Он уже мальчик!
- Какой он?
- Ему 7лет, как и мне.
- Что он хочет?
- Дружить со мной. И я хочу с ним дружить.
- А сон? Посмотри на рисунок.
- Не боюсь. Это уже не кошмар. Кошмар кончился.
По отзывам мамы, у мальчика был внутренний подъем, он с легкостью выполнял уроки, легко засыпал и спал спокойно всю ночь.
Этот кошмар действительно кончился и не повторялся вот уже более двух лет. С мамой Максима я имела дополнительный разговор, в котором объяснила причины появления кошмара и дала необходимые рекомендации – как поговорить с мальчиком о гневе и ярости, что делать с обидчиками, как себя защищать. Также обратила внимание мамы на обидчивость ребенка, на чувствительность к насмешкам в его адрес. Этот вывод напрашивался из описания кошмара: «слова будят монстра, он кидается и съедает человека», и был подтвержден мамой.
Надо сказать, что Максим – мальчик не из робкого десятка, он общительный и бойкий. Чтобы не появился новый кошмар, стоит разобраться в причинах его уязвимости и провести коррекцию. Но это уже другая история.
Что же сделал мальчик?
Предлагаю вам ответить на этот вопрос ниже, в комментариях.
Через 2 недели я опубликую ответ, а также имя того, чья версия оказалась ближе всего к оригиналу.
Итак, ответ:
Максим устранил источник угрозы. Для этого он «побывал» на планете монстров, узнал, что его новому другу угрожает сам король и хитростью обезвредил его оружие.
К сожалению, в присланных версиях нет подобного предположения. Надо признать, что мальчик устранил источник опасности (который подлежит отдельной трактовке, поскольку наводит на мысль о конкуренции с отцом). Это позволило образу снять тревогу и трансформироваться.
Ольга Берг, 2015г.
Комментарии
Лариса: Можно также сказать: я не буду с тобой бороться!
27 января 2016 в 21:58
Ольга: Не думаю, что угадаю, ведь ребенок не знает метода ЭОТ, а я знаю... Что бы я предложила сдалеть, так это сказать тем, на той планете, кто хочет убить: я родился не для того, чтобы выполнять ваши задания. Вы - это вы, а я - это я.
15 декабря 2015 в 03:28
Елена: Давай дружить, ты мне будешь сообщать кто будит тебя( монстр),а я смогу поговорить с ними, чтобы тыбыл спокоен.
13 декабря 2015 в 23:36
Евгений: Он сказал:
- Не бойся, я тебя буду защищать. И вообще, если хочешь, можешь приходить ко мне в гости.
13 декабря 2015 в 12:03
Анжелика.: Ольга, благодарю вас, что делитесь опытом. Люблю читать ваши статьи.
Мальчик предложил монстру изменить свой облик, что бы его не узнали и не убили (с его планеты).
11 декабря 2015 в 16:45